Если врачи терапевты лечат больных лекарствами, то в арт терапии используются материалы, которые знакомы всем: бумага, краски, карандаши, фломастеры, пластилин песок, глина, зерна, камни. К этому можно добавить сочинение стихов и сказок, занятие танцами, чтение нужных по состоянию психики книг, просмотр комедий, вязание, живопись, графика, вышивка, вырезание фигур из дерева, лозоплетение, фотографирование, создание фильмов. Всё, что радует душу, всё что интересно. Эти разнообразные виды деятельности связаны с творческим началом в человеке, данным ему от Бога. Каждый из нас может выражать свои чувства словами, пением, жестами, рисунком, стихотворением… К сожалению, мы не всегда используем в полной мере скрытые в нас возможности души, сознания и подсознания. Эти неведомые нам самим внутренние ресурсы очень продуктивны по своей сути. Мы все обладаем сокровищами, которые держим взаперти. Этот метод даёт возможность открыть себя нового, умеющего делать то, о чем и не мечтал.
Суть арт терапии заключается в следующем: занимаясь творчеством, человек отвлекается от навязчивых тяжелых мыслей, его сознание переключается на творческий процесс. В это время у него появляется возможность передохнуть, освободиться от навалившихся проблем и ощущения безысходности. В эти минуты отдыхает весь организм, и начинает возрождаться интерес к жизни, появляется ощущение целостности, нужности другим людям. Интересно то, что попав к арт терапевту, люди не оставляют свои новые хобби и после терапии, продолжая заниматься ими в свободное время, обучают новым знаниям и навыкам своих детей и внуков. Моя подруга, которая в 45 лет пошла в изостудию, чтобы заглушить чувство одиночества, сейчас пишет картины маслом, акварелью и участвует в городских художественных выставках. Она нашла своё новое призвание по душе, много новых друзей, избавилась от одиночества.
Терапия искусством широко используется в работе с детьми-инвалидами для коррекции их поведения и социальной адаптации, а также в работе с детьми, у которых есть отклонения в развитии. Такие занятия порой становятся единственной возможностью восстановить неразвитые или утраченные из-за тяжёлой болезни навыки и способности ребенка. На занятиях развиваются фантазия и воображение, уменьшается или уходит чувство вынужденной изоляции от детского коллектива, прививаются приёмы дружелюбного общения со сверстниками во время групповой арт терапии. Главным для детей становится желание выздороветь и интерес к созданию чего-то, что они раньше не умели, но чему научились на арт терапевтических занятиях. Они могут проходить под классическую музыку, которая сама по себе благотворно действует на эмоциональное состояние, а значит и на весь организм в целом. Музыка оказывает успокаивающее или ободряющее действие на больных маленьких и взрослых. К примеру, успокаивающее и возвышающее действие на человека оказывает музыка Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского. Их музыка создана по канонам природной гармонии. Она помогает нормализовать пульс, дыхание, давление, избавить от депрессии и агрессии, оздоровить весь организм. Бодрящее действие имеют все марши, с их четким, упорядоченным ритмом и темпом. Вальсы умиротворяют, вызывают радость и желание жить. Кроме того кружение в вальсе восстанавливает ауры танцующих и насыщает их положительными вибрациями, настраивает на дружелюбное отношение к партнеру по танцам и ко всем людям. Взрослым арт терапевт поможет выбрать музыку по их вкусу и потребностям души, музыка чудесным образом восстанавливает нарушенное душевное равновесие.
Для детей арт терапевт подбирает сказочные мультфильмы с прекрасной музыкой композиторов прошлого и современных авторов детских песен. Дети любят подпевать и танцевать под песенки из мультфильмов, что поднимает их настроение и ускоряет восстановление. В этих случаях им помогает весь оздоровительный комплекс: изобразительное искусство, музыка, цвет изображения, русская поэтическая речь и движение.
Особо нужно остановиться на воздействии цвета на человеческое сознание. На занятиях изо терапией – рисованием дети могут пользоваться всем спектром цветов карандашей, фломастеров, красок, мелков. Здесь они творцы своего мира, где нет боли, слез, страданий и ограничений в движении. Здесь всегда светит Солнце, все здоровы и счастливы, даже если в реальной жизни не совсем так. Терпеливо и с любовью выводит педагог-арт терапевт своего пациента из лабиринтов страхов и комплексов к осознанию себя душевно и телесно полноценным человеком. На занятиях изо терапии используются только яркие чистые цвета. Коричневый и чёрные цвета противопоказаны вплоть до полного выздоровления. Наличие таких цветов в рисунке ребенка говорит о неблагополучии в его эмоциональной сфере. И в таких случаях потребуется уже помощь психолога.
В работе с проблемными подростками, которые не любят длинных разговоров и вмешательства в их личную жизнь, более всего подходит, по мнению арт терапевтов, работа с песком и фигурками в них. Они не отказываются от таких упражнений, и с помощью старшего могут избавиться от проблем общения.
Арт-терапия объединяет группу направлений, основанных на различных видах творческой деятельности – это: цветотерапия (психология цвета), музыкальная терапия (музыкотерапия), игровая терапия, рисуночная терапия (изотерапия), фототерапия, сказкотерапия. Психология творчества - это мощный набор инструментов практической психологии, правильное применение которых способно воздействовать на человека во благо его душевного и физического здоровья.
Арт-терапия. Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания". Очень показательно то, что появление первых форм арт-терапии сопутствовало глубоким изменениям в культуре развитых стран Запада, а её развитие в дальнейшем было тесно связано с движением за реализацию общественного предназначения искусства, которое могло бы являться не столько объектом эстетической фетишизации, сколько фактором оздоровления общества и его граждан. Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны.С помощью Арт-Терапии вы сможете: Обрести вдохновение. Видя, как на ваших глазах черно-белый рисунок оживает и наполняется красками, вы испытываете большое удовлетворение. Не бойтесь экспериментировать с различными цветами и их сочетаниями – это очень увлекательно! Улучшить концентрацию. Раскрашивание требует точности и внимания. Способствуя развитию зрительно-моторной координации, оно помогает сохранить живость ума. Снять напряжение. Раскрашивание – это своего рода медитация. Окунитесь в разнообразный мир цвета и форм и подарите себе приятные минуты спокойствия в бурном ритме жизни. Раскрыть творческое начало. У каждого из нас есть творческий потенциал, однако повседневные заботы и недостаток времени не позволяют нам его реализовать. Раскрашивание поможет вам проявить свое воображение и расширить творческие горизонты.Главное в арт терапии то, что она увеличивает интерес к жизни, уверенность в себе, желание творить, создавать что-то новое. Эти гармоничные чувства непременно восстановят здоровье не только тела, но и души, что еще важнее для полноценной радостной жизни.
Цветотерапия. Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветотерапия родилась в древности.
Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей.
Музыкотерапия. Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.
Музыкотерапия — это метод, который широко используется даже на этапе внутриутробного развития плода. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка. Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги, движения под музыку....
Формы музыкальной терапии:
На современном этапе изучения музыкотерапии различают следующие ее виды: рецептивную, активную, интегративную.
Рецептивная музыкотерапия, другими словами – пассивная, отличается тем, что клиент в ходе музыкального сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально
Изотерапия. Изотерапия - это психологический тренинг, где вы сможете с головой погрузиться в волшебный мир цвета, красок и образов. Для посещения занятия не нужно обладать художественными способностями, потому что мы будем рисовать Вашу душу, Ваши эмоции, Ваши мечты, а для этого достаточно всего лишь взять кисточку и отдаться собственным фантазиям.
Сказкотерапия.Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки). Помощь детям оказывается специальными сказками, избавляющими от страхов.
На помощь родителям приходит фантазия. Можно сочинить сказку о живущих в темноте существах — страшилках. Страшилки страшненькие (с виду), но на самом деле совсем безобидные. И даже очень пугливые. Поэтому еще неизвестно, кто кого больше пугает — страшилки детей или дети страшилок.
Или расскажите о мальчике, который пугался темноты, ему казалось, что он слышит какие-то подозрительные движения, скрипы и шорохи, а потом какой-либо герой объясняет ему, что это всего лишь «звуки дома», ведь дом живет и дышит. Разумеется, сказка должна хорошо заканчиваться и быть сдобренной изрядной порцией юмора.
Куклотерапия. Куклотерапия для избавления от страхов, как правило, подразумевает работу с теневыми куклами, так как теневая кукла является материальным воплощением страха. К кукле, вырезанной из картона, прикрепляется нить управления. Таким образом, страх берется ребенком под контроль. В этом и заключается психокоррекционный смысл теневых кукол.
В данном случае, используется тот же принцип, что и при сказкотерапевтическом рисовании. Страхи невидимы, а, становясь видимыми, они дают оружие против себя.
Песочная терапия.Работая с песком, человек выражает таким образом свой внутренний мир, те проблемы и свойства его личности, которые скрываются в бессознательном и не осознаются клиентом. Проецируя эти неосознанные качества на песке, человек обретает новый жизненный опыт и узнает новые формы поведения. Через некоторое время, вышедший из бессознательного опыт становится частью сознательного поведения клиента. Другими словами, человек переносит скрытый опыт из внутреннего мира во внешний с помощью песка, а в последствии, снова переносит этот опыт из внешнего мира во внутренний. Пескотерапиювозможно использовать в психодиагностике как проективного метода, в психотерапии, в качестве коррекции личностных особенностейребенка, а также как метод психопрофилактики и обучения. Болеет ого, этот метод будет эффективен как при индивидуальной работе с клиентом, так и в работе с группой. При работе с песком, как методом диагностики психического состояния клиента, учитывается сюжет и события, изображенные на песке, чувства, которые вызвала песочная композиция, расположение фигур на песке и значение этих фигур. Пескотерапия как метод профилактики появления проблемных ситуаций помогает человеку посмотреть на себя, свои чувства и переживания со стороны. Игра с песком также является прекрасным методом передачи жизненного опыта детям, то есть является хорошим методом раннего обучения и общего развития ребенка.
Игротерапия.Современная наука рассматривает методы игротерапии как одно из наиболее эффективных средств коррекции. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В настоящее время игротерапия — это широкие возможности влияния на подсознание ребенка....
Психолог Арт - терапевт Камалова Индира